Анализ фильма "Умница Уилл Хантинг"

Рассказать друзьям

История трансформации молодого человека на пороге перехода во взрослую жизнь, расширение восприятия мира, соприкосновение с травмой и исцелением. Это прекрасный фильм «Умница Уилл Хантинг» режиссера Гас Ван Сента с прекрасным актерским составом.

Анализ фильма Умница Уилл Хантинг

Сюжет фильма о молодом человеке Уилли, который страдает девиантным поведением: он устраивает драки, ведет себя по-хамски с окружающими, не приемлет социальные нормы, имеет проблемы с правосудием. В начале фильма нам показывают молодого человека Уилла, который разрушает все вокруг и самого себя. Обладая способностями, он не стремится их применять, не строит никаких планов, обесценивает себя и мечтает остаться жить в своем районе. Главный герой знакомится девушкой, которая любит его, но из-за страха открываться своим чувствам он отвергает девушку, тем самым причиняет ей боль. Вообще в фильме хорошо показана дезориентация молодого человека, Уилл многое боится признать, не совсем понимает, как надо жить, что делать и как ориентироваться в жизни.

Жизнь Уилла была трудной, отчим издевался над ним, избивал, мать не поддерживала сына, не защищала. Он рос в атмосфере нелюбви, он не знаком с уважением, с теплотой человеческих отношений. Рано познав боль и унижения, он столкнулся с одной стороной воспитания – это сила. Конечно это повлияло на его самооценку и самовосприятие, как плохого, что не могло не вызвать переживания чувства вины.

Уилл одарен умственными способностями в области математики, которые обесценивает, при этом работает уборщиком в самом престижном университете и тайно решает формулы. Благодаря случаю, Уилла увидели за доской, решающим очередную задачку, но Уилл даже не попытался заявить о себе и скрылся. Способности Уилла заинтересовали профессора и он стал разыскивать молодого человека, найдя его в зале суда, где Уиллу вынесли приговор и отправили в тюрьму за хулиганство.

Джерард, так звали профессора, навещает его в тюрьме и предлагает ему два условия при выполнении, которых с него снимут обвинения – это занятия с Джерардом и посещение психолога. Уилл не охотно соглашается посещать психолога, но дает согласие.

Уилл встречался с пятью разными психотерапевтами, но его отношения с ними не сложились, они не смогли выдержать его атак и не смогли вызвать доверие у Уилла.

Почему это удалось Шону?

Первая встреча с Шоном, на мой взгляд, очень важная. Уилл по своему обыкновению, начал нападать на Шона, пытаясь найти его слабые места, надеясь на то, что Шон, как и все предыдущие, отмахнется от него. И он успешно находит слабое место у Шона, как выяснилось, у Шона умерла его жена и по реакции было видно, что боль от утраты не прошла. И на мой взгляд это важный момент, так как Шон открыт своим чувствам, своей боли, он может быть с ней, чувствовать ее, он живой человек.

Постепенно в фильме происходит развитие их отношений, сцена на скамье перед озером, несет переломный момент, Шон дает понять Уиллу, что действительно его понимает, и знает, что скрывается за всеми прочитанными книгами. Он, не говоря на прямую о травме Уилла, говорит о его защитах, а Уиллу только остается самому уже понять, что там за этими защитами. Шон делает вызов Уиллу, приглашает его в это путешествие, предлагает свою помощь в соприкосновении с болезненными переживаниями. Он решил показать молодому человеку, что книги не дадут знание о настоящей жизни, и он никогда не узнает о ней, если не будет делать реальные шаги.

В этих отношениях Шон оголяет свои раны, самораскрытие помогает Уиллу увидеть живого человека, со всеми его радостями и горестями, Шон рассказывает об приятных мелочах, на примере своих отношений с женой, которые наполняют жизнь смыслами. Он открыт перед Уиллом, искренен, но при этом он показывает ему свои границы и то, что может постоять за себя, самое главное, что Шон показывает любовь к себе и самоуважение. Так же он переводит внимание Уилла на самого себя, задавая вопросы о том, что нравится ему, чего он хочет, каким видит свое будущее? Между ними возникает связь, и мы видим, что Уилл испытывает привязанность к Шону.

Сцена, где Джерард спорит о том каким должно быть будущее Уилла, Шон пытается донести, что Уилл никому не доверяет, потому что те, кто должен был любить и заботиться о нем, причиняли ему боль, что он доверяет только своим друзьям, которые встанут за него горой, верны ему, потому что принимают его таким какой он есть. Шон пытается донести до Джерарда, что мальчику надо помочь доверять другим и поверить, что он ни в чем не виноват, чтобы он не разрушать свою жизнь и жить свободной жизнью.

В отношениях Уилла и Шона наступает кризисный момент, и это понятно, происходят перемены внутри Уилла. Это совпало с расставанием с девушкой, любовь которой он отверг из страха столкнуться с болезненными переживаниями. Ее переезд для Уилла было очередным доказательством, что он никому не нужен, что те кого он любит его предают. В этот кризисный период он разговаривает с другом Чакки, говорит о том, что не собирается покидать родной район. Но Чакки обращает внимание на его способности, благодаря которым он может по другому устроить свою жизнь, реализовать для себя разные возможности. Он говорит ему ценные слова, что где бы они не находились, они не перестанут быть друзьями.

Анализ фильма Умница Уилл Хантинг

В терапии постепенно Шон шаг за шагом пробираясь сквозь защиты Уилла приближается к его душе. Безусловно, это ключевой момент в терапии, снятие вины с Уилла, его слова: «Ты не виноват. Ты не виноват. Ты не виноват.», вызывают прорыв эмоций. Уилл плачет, это слезы освобождения от тяжкого чувства вины.

Терапия прошла успешно, Уилл сам выбрал работу, возобновил отношения с девушкой.

Прекрасная история, на мой взгляд. Если взглянуть на этот фильм как на метафору терапевтических отношений, то можно увидеть динамику процесса терапии, взаимодействие между терапевтом и клиентом. Главный герой с девиантным поведением, его разрушение направлено вовне и вовнутрь, мы имеем дело с травматичным опытом, с раной, которая не заживает, но защищенная прочным панцирем деструктивной агрессии. Травма, полученная от близких людей, от тех, кому должен доверять и любить, не дает выстраивать открытые, теплые и доверительные отношения. Собственно так же и в терапии, не смотря на то, что сознательная часть принимает решение прийти на терапию, порой она захвачена деструктивными защитами, и тогда может происходить, как у Уилла во взаимодействии с терапевтами, где он проецирует внедряющих и холодных взрослых и защищается нападением.

Таким образом, можно увидеть начало терапии, когда клиент выстраивает отношения, в которых может отыграть свои неразрешенные сценарии, проецируя и перенося на психотерапевта образы значимых людей. Но самое главное, чтобы аналитик мог осознавать процесс отыгрывания, чтобы работать не в отыгрывании, а в проигрывании того сценария, который проживает клиент. В таком взаимодействии есть возможность увидеть, что разворачивается в тех значимых отношениях для клиента, почему именно такой паттерн взаимодействия до сих пор актуален для того, чтобы жить в настоящем, каким образом клиент избегает невыносимые для него чувства, и самое главное, как он справляется с ними.

Следуя тому сюжету в фильме, где молодой человек встречается с разными психотерапевтами, мы можем увидеть прекрасный пример контейнирования и эмпатии, когда клиент отыгрывая свои негативные чувства, пробирается через все эти маски и защиты к своей травме. Это тот самый момент, когда психотерапевт может отзеркалить ту боль, которую испытывает клиент и дать понять, что он готов быть с ним в этом нелегком пути проживании травматичного опыта.

В фильме Шон потерял свою жену и боль от утраты никуда не исчезла, она есть и переживается болезненно. Здесь хорошо показан Архетип Раненного целителя, схематично аналитические отношения выглядят как на рисунке, где линиями соединены сознательные и бессознательные уровни и психотерапевта и клиента, что говорит нам о том как психотерапевт вместе с клиентом движется к травме, соприкасаясь не только с болью клиента, но со своей, и именно Архетип Раненного целителя помогает психотерапевту быть настоящим проводником, который не только может привести к боли, но и поможет справиться с болезненными переживаниями и жить дальше.

В аналитических отношениях важно сотрудничество, в котором возникают перенос и контрперенос, в результате такого переноса психотерапевт может показать старые паттерны и выстроить новые.

Например, в фильме взаимоотношения между Шоном и Уиллом постепенно становятся похожими на отношения отца и сына. Шон помогает Уиллу определиться с выбором, понять, чего он на самом деле хочет. Постепенно формируется положительный интроект, хороший отец, которого не было у Уилла. Способности Уилла, которые обесценивались им, так как не было рядом человека, который бы мог принимать его и любить, дать понять, что он ценен сам по себе, просто за то, что он есть. И это важно, потому как получить свою идентичность – это важный момент в становлении личности, так как без идентичности, сложно пережить такие этапы в своей жизни, как сепарация и Индивидуация. А цель юнгианского анализа – это движение к Индивидуации и осознание своей уникальности.

Завершить хочется прекрасным напутствием, которое дал Шон Уиллу: «Поступай, как тебе подскажет сердце, сынок.».

Дата публикации
18 марта, 2022
Аналитический психолог, детский психолог
Евгения Ко
Аналитический психолог, детский психолог

Остались вопросы?

Напишите нам в любой из удобных вам мессенджеров
или в онлайн-консультант на сайте. Мы обязательно ответим!
Разработано – ЭФФЕКТ ИДЕИ

Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания активной ссылки запрещено.