Центр психологической помощи
«Внутренняя Вселенная»
© 2018 - 2023
Безусловно, каждый родитель хочет защитить своего ребенка, создать благоприятные условия для развития. Девиз – «Все самое лучшее детям!» буквально воплощается в жизнь, и родители стараются, кто как может. Порой в своей цели дать ребенку все самое лучшее, родитель переходит ту грань, где заканчивается забота и начинается гиперопека.
Гиперопека – огромное желание оберегать своих детей от реальных и мнимых опасностей. Заставить поступать ребёнка так, как считает нужным и правильным родитель, не считаясь с тем, как хочет ребенок. Привязать ребенка к себе не только ментально, но и физически, чтобы ребенок всегда нуждался в родителе.
И тут сразу возникает вопрос, а чем отличается забота от гиперопеки?
На самом деле разница большая!
Забота – когда родитель также оберегает своего ребенка, но при этом создает пространство для того, чтобы он безопасно мог научиться справляться с трудностями самостоятельно. Родитель, заботясь о ребенке, помогает ему раскрыться и понимать свои желания, нести ответственность в начале за свои поступки и впоследствии – за свою жизнь. Мать и/или отец формирует/ют с ребенком такой уровень привязанности, чтобы вырастая, он был бы способен поддерживать родственные связи, имея и свою собственную жизнь и т.д..
- Мама, я ухожу добровольцем на войну.
- Фима, только не далеко, шоб я тебя видела. (фраза из кинофильма «Ликвидация»)
Если вы контролируете все сферы вашего ребенка: что ему надеть, как себя вести, то в такой ситуации ничего не возможно скрыть от всевидящего взора родителя. В моменты, когда только вы знаете – как и что нужно делать, и постоянно повторяете это ребенку, то таким поведением вы не позволяете ему быть собой: получать свой собственный опыт, учиться на своих ошибках.
Ребенок может пойти по двум путям развития:
Однажды увидела короткое видео, где в зоопарке кто-то снял такую сцену: белая медведица и медвежонок находятся около бассейна. Медведица находится на небольшом расстоянии от медвежонка. Медвежонок, играясь на берегу, нечаянно оступился и плюхнулся в воду. Медведица тут же прыгнула следом за ним, но не стала его хватать и вытаскивать, а смотрела, как он пытается выкарабкаться на берег сам, но при этом была очень близко. Он с трудом, но справился, вскарабкался, а медведица спокойно выплыла следом за ним.
Мне кажется, этот пример очень хорошо показывает, как экологично проявлять заботу. Будьте рядом, контролируйте, но так, чтобы у ребенка была возможность сделать что-то самостоятельно. Таким способом, каким хочется именно ему, и который для него приемлем.
«Мама прожила свою жизнь, проживет и твою» (цитата Розы Моисеевны «Одна за всех»)
Если вы все делаете за ребенка то, с чем он справился бы самостоятельно, то ваш ребенок про ответственность не будет знать ничего. Например: сложили его вещи, прибрали на его столе, заправили постель, собрали портфель в школу и т.д., потому что так быстрее или потому что он «свет в окошке».
Это может сформировать заниженную самооценку («другие лучше, чем я»), страх неудач, невозможность брать ответственность за свои поступки («я ничего такого не делал, это все они», «меня заставили»), или же полярный паттерн – эгоцентричность («мне все должны» и т.д.).
Ответственность одна из самых важных качеств в жизни человека. Даже малыши могут помогать родителям в домашних делах и уже получать первые уроки ответственности. Не жалейте время на то, чтобы научить ребенка каким-то делам. Распределите обязанности таким образом, чтобы они были ему по силам, хвалите его за помощь. Учите ребенка тому, что он может устанавливать и пользоваться своими правами, но при этом нужно выполнять и определенные обязанности.
- Не ходи туда, там тебя ждут одни неприятности!
- Ну как же туда не ходить? Они же ждут! (рассказы Г. Остера «Котенок по имени Гав»)
В моменты, когда вы:
У такого человека могут развиться такие качества, как стремление к совершенству и перфекционизм. Он всегда будет недоволен собой, своими достижениями, всегда кто-то будет на шаг впереди него. Зачастую страх неудач формирует зависимость от похвалы, человек не может опираться на свое мнение и адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Или, наоборот, ничего не предпринимает в своей жизни, чтобы этой самой ошибки не совершить: «ничего не делаю, не совершу ошибки и не столкнусь с неудачей».
В первую очередь, родители сами должны принять, что неудача – это часть жизни, неудачи учат нас многому: к чему-то стремиться, извлекать уроки, формировать адекватную самооценку. Не создавайте идеальный мир, учите детей принимать мир со всеми его проблемами и неудачами. Не «захваливайте», отмечайте конкретные достижения, хвалите за усилия, которые ребенок приложил в достижении какого-то результата.
Когда вы принимаете мир таким, какой он действительно есть, вы не станете критиковать ребенка, сравнивать его с другими. Также, при такой точке зрения вы уже не будете показывать ребенку, что теперь, когда он потерпел неудачу, вы разочарованны в нем. И наоборот, на реакцию ребенка в виде обиды, злости, вы отреагируете спокойно, поговорите о его чувствах, посочувствуйте ему; обязательно объясните, что все люди терпят неудачи, но от этого они не становятся плохими, что это никак не повлияет на ваше отношение к ребенку. Поделитесь своим опытом неудачи, обсудите вместе с ребенком, что можно сделать, чтобы в следующий раз результат стал лучше.
«Верука жадиной была, в помойке место обрела.
… А кто ее избаловал, кто всем капризам потакал?
Кто мог ее так воспитать, кого виновным посчитать?
Так кто же это, наконец? Родная мать, родной отец. (фильм «Чарли и Шоколадная фабрика» песенка про Веруку Соль)
С появлением ребенка в семье, он становится центром внимания, и это естественно. Пока ребенок маленький, он требует много внимания со стороны родителей, они стараются как можно больше уделить ему времени, откликаться на все потребности малыша. Но часто бывает так, что ребенок возводится в ранг «Центра Вселенной», когда вся жизнь семьи подчинена ребенку и родители совершенно забывают о своих собственных нуждах, жертвуя всем ради ребенка.
В таких семьях нет выстроенной иерархии. Родители не являются проводниками ребенка в жизнь, а как бы следуют за ним. Другими словами, потакают незрелым потребностям ребенка. Часто можно наблюдать такую картину – мама отдает «лучший кусок» своему ребенку. Банальный пример: мама покупает дочери дорогие вещи, не жалеет денег на нее, а сама носит вещи, которые уже изношены. Это может сделать ребенка эгоистичным, не умеющим сочувствовать. Или же наоборот, ребенок будет испытывать чувства вины за то, что родитель так много делает для него. Это в свою очередь может сформировать глубокое чувство стыда за свои успехи перед родителем.
Родители стараются предотвратить любые недовольства ребенка: стараются создать такие условия, чтобы он только радовался, ограждают от плохих новостей, выполняют любой каприз, лишь бы он не расстраивался. Сами родители скрывают свои негативные чувства, например, мама расстроена какой-то новостью, плачет, но если ребенок спросит: «почему ты плачешь?», часто она отвечает, что это от «радости» или «лук резала».
Когда мы потакаем своим детям или стараемся удовлетворить все желания, чтобы не расстроить ребенка, мы не учим его справляться со своими эмоциями. Часто такие дети не могут справляться с такими чувствами, как грусть, злость, обида, несправедливость и т.д..
Часто родители имеют свои психологические трудности. Причины могут быть абсолютно разные:
На самом деле можно много перечислять вариантов гиперопеки, но если вы заметили, что что-то из вышеперечисленных пунктов наблюдается в вашем взаимодействии с ребенком, значит гиперопека имеет место быть.
Если вам нужна срочная психологическая помощь, пожалуйста, воспользутесь телефонами доверия указанными ниже
+7 (812) 708-40-41 – для детей и взрослых
+7 (812) 323-43-43 – для взрослых
Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания активной ссылки запрещено.