В чем разница между психоанализом Фрейда и аналитической психологией Юнга?

Рассказать друзьям

Зигмунд Фрейд открыл бессознательное в XX веке. Благодаря этому возник новый вид психологической работы, который невозможен без признания бессознательного. Это в свою очередь позволило работать с психикой человека более глубинно.

В чем разница между психоанализом Фрейда и аналитической психологией Юнга?

Фрейд в своей работе с истерическими пациентками заметил, что их проблемы имеют психосексуальный характер. Это и является центром фрейдовской теории, в основе которой лежит сексуальная энергия – Либидо. Так же важное место в его теории имеет взросление ребенка: как он прошел все стадии своего развития в раннем возрасте.

Карл Юнг был учеником Фрейда. Юнг познакомился с ним на ранних этапах своей работы, и впоследствии они тесно сотрудничали на протяжении пяти лет. Возможно, именно поэтому Фрейд рассматривал Юнга в качестве своего последователя — человека, который будет следовать его идеям.

Но взгляды ученика относительно бессознательного отличались от взглядов учителя. Это расхождение прослеживается в важнейшей работе Юнга «О психологии бессознательного». В этой книге он выразил свое несогласие с тем, что сексуальность является причиной неврозов, и делал акцент на двух понятиях: коллективном бессознательном и паттернах человеческого поведения – архетипах.

Постепенно это привело к разрыву отношений и началу развития нового метода глубинной работы – аналитической психологии Юнга или юнгианской психологии.

Кратко о разнице концепций Фрейда и Юнга

  • О бессознательном.

    Фрейд считал, что бессознательное развивается как некая функция и является индивидуальной для каждого человека. Юнг же относил бессознательное к коллективному, которое состоит из общих для всех людей образов – архетипов.

  • Этапы развития.

    Всем известна психосексуальные стадии развития по Фрейду, где развитие заканчивается, когда достигается генитальная стадия или период полового созревания. Юнг считал, что развитие не заканчивается с детством, а продолжается всю жизнь. В аналитической психологии это называется путем «Индивидуации».

  • Либидо и сексуальность.

    Юнг рассматривал либидо не как исключительно сексуальную энергию, а как энергию как таковую. Фрейд же в начале придерживался именно такого взгляда на либидо, но позже он стал различать сексуальную энергию как жизненное влечение и влечение к смерти.

  • Влечение к смерти.

    Фрейд в работе «Влечение к смерти» принимает, что это одноименное желание противоречит стремлению к жизни, но в тоже время оно сосуществует с импульсами секса, созидания и выживания. Юнг был не согласен с этой теорией, так как для него психическая энергия носит неспецифический характер.

  • Эдипов комплекс.

    Фрейд считал, что у детей 3-5 лет возникают амбивалентные чувства в отношении родителя того же пола. Юнг в свою очередь предложил комплекс Электры, где девочка соперничает с матерью из-за любви к отцу.

  • Толкование сновидений.

    Толкование сновидений у Фрейда сосредоточено на сексуальности, с чем его ученик был не согласен и считал такую точку зрения слишком ограниченной. Юнг полагал, что символы в сновидениях нужно рассматривать с точки зрения контекста внешнего и внутреннего мира человека.

  • Психотерапия.

    Несмотря на различия в теориях, цель глубинной психологии — разрешить глубокие эмоциональные расстройства. В психоанализе это происходит за счет повторной обработки травматичных переживаний. А в юнгианской психологии, помимо этого, также важно перенаправить человека к проявлению свободы, а его самооценку — к настоящему себе.

Дата публикации
12 июля, 2022
Аналитический психолог, детский психолог
Евгения Ко
Аналитический психолог, детский психолог

Остались вопросы?

Напишите нам в любой из удобных вам мессенджеров
или в онлайн-консультант на сайте. Мы обязательно ответим!
Разработано – ЭФФЕКТ ИДЕИ

Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания активной ссылки запрещено.