Центр психологической помощи
«Внутренняя Вселенная»
© 2018 - 2023
Трагедия разрыва внутрисемейных связей никогда не теряет своей актуальности. Обиды правят бал. Разрушают жизни.
Добрый день, уважаемые участники онлайн симпозиума! Разрешите представить небольшой доклад-размышление о фильме «Война будущего» или в дословном переводе – «Завтрашняя война». Фильм «Война будущего» снят компанией Paramount Pictures, планировался для театрального релиза, но продан компании Amazon Prime Video за 200 миллионов долларов. Фильм вышел 2 июля 2021 года.
Основные процессы, на фоне которых разворачивается действие фильма, привычные современным зрителям – глобализация и экологические проблемы. Термин «глобализация» прежде всего связывается не с глобальными инициативами и действиями, а с глобальностью последствий чего бы то ни было для всего мирового сообщества; без особой интеллектуальной чёткости это понятие можно описать как неуютное ощущение, что «всё выходит из-под контроля».
Один из таких уже вышедших из-под контроля процессов – это сосредоточение огромной финансовой массы у небольшого числа мировой элиты, причем элиты цифровой, чьи состояния рождались и растут в виртуальной реальности. Первая десятка Forbs включает в себя владельцев таких цифровых гигантов как Microsoft, Amazon, Meta, Oracle, Google, Tencent и др.
Мир не может оставаться прежним.
Виртуальная реальность формирует новый мировой порядок, в котором владельцы цифровых гигантов или «отцы основатели» стали буквально небожителями, но радоваться ли захватывающей дух перспективе нового мира или дрожать от страха? Вот в чём вопрос.
Джефф Безос, владелец Amazon, состояние которого в январе 2022 года исчисляется тремя стами млрд долларов, пальму первенства в рейтинге глобальных миллиардеров занимает давно и прочно. Поэтому попробовать поискать ответ на вопрос, для чего компании Амазон покупать ничем особенно не выделяющийся из череды похожих кинопродуктов фильм «Завтрашняя война», становится по крайней мере любопытным.
Перед лицом неопределённого будущего вполне логично бросить взгляд на историю, которая иногда может подсказать возможную траекторию предстоящей эволюции общества. Разрешите напомнить некоторые формулировки при вручении премий по литературе Нобелевским лауреатам:
2010 год «За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида», роман перуанского писателя Варгаса Льоса «Война конца света» и 1 кадр из фильма «Белошип - победитель в «Войне конца света»
2015 год «За её многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени» книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" и кадр из фильма: «Дочь главного героя — полковник Мюрей Форестер за мгновение до гибели». Жёлтые точки – это не звёзды, это горящие глаза Белошипов
2018 год «За воображение, с энциклопедической страстью показывающее нарушение границ как способ жить» польской писательнице Ольге Токарчук за её работы и кадр из фильма: «Взрыв в Сибири, куда незаконно пробираются герои фильма» Неправда ли любопытные параллели?
И ещё иллюстрация «У войны не женское лицо», если говорить уже о завязке фильма.
В 2022 год из будущего прибывает отряд солдат во главе с лейтенантом Харт. Глава боевого отряда сообщает, что она со своими людьми пришла из будущего. В 2051 году человечество находится на грани вымирания, идёт война с инопланетным врагом. Люди проигрывают битву за битвой и шансов на спасение уже не осталось.
В своем вступительном послании к народу 2022 года лейтенант Харт призывает своих родителей, бабушек и дедушек действовать сейчас, чтобы спасти их.
Главный герой – Джеймс Даниель Форестер младший, 40 лет, называет себя Дэн. Семья – жена и дочь Мюри 9-ти лет. Дэн кадровый военный, командовал 15 лет подразделением спецопераций в Ираке, утверждает, что не карьерист. Был вовлечён в работу военной Лаборатории. После армии закончил университет. Работает учителем биологии в школе. Голубая Мечта - работа в научном центре биологических исследований. Получает отказ работодателя из-за недостатка практического опыта.
Жена Дэна - Эмми, любит самостоятельно принимать решения, ведёт хозяйство, работает, по всей видимости, в качестве клинического психолога.
Непосредственно перед кульминацией завязки фильма, дом Дэна полон гостей, он подходит к жене и говорит о том, что должен пройти сейчас собеседование на работу мечты, Эмми же указывает мужу на то, что дочь ждала папу весь день, а её «Санту из тунца» никто не ест. Таким образом, обозначен конфликт выбора между тем, что важно для индивидуальности героя и ожидаемыми от него действиями в связи с принятой на себя семейной ролью.
Отец главного героя - Джеймс Даниель Форстер старший, или Джеймс. Кадровый военный, прошел Вьетнам, скрывается от правительства, с которым находится в непримиримой вражде.
Одинок, красив, любит алкоголь, подчеркивает свои достижения и взрослость по отношению к сыну, лишая права быть взрослым мужчиной последнего.
Джеймс определенно подходит под описание нарциссического расстройства Отто Кренберга - есть только грандиозное, но тотально одинокое «я», при котором человек аномально сфокусирован на себе и собственной важности, у него самая модная одежда, дорогая машина и другие материальные маркеры превосходства над другими, например, потрясающие мышцы в преддверии 70-летия.
Отношения отца и сына - это даже не конкуренция, это подавление сына отцом и подчёркнутый отказ признавать его взрослым. В ответ Дэн запрещает деду общаться с внучкой. Вражда длится много лет.
Обозначен конфликт по мужской линии Отец-Сын: Дэн несёт не только имя своего отца, но и вторит ему, повторяя военную карьеру, пытаясь доказать, что он достоин своего отца.
Напомню, что в периодизации возрастной психологии, выбор профессии приходится на позднюю юность - 17-21 год, которая завершается нормативным кризисом перехода к взрослости, так называемым «отрывом от родительских корней», основными психологическими новообразованиями этого времени являются - потребность в самоопределении и готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение Дэна было определено его внутриличностным конфликтом с отсутствующим в родительской семье отцом.
Обострение состояния нормативного возрастного кризиса, который принято называть Кризисом середины жизни. Основная часть жизни уже прожита, начинать новое дело, менять профессию - проблематично. Отмечается стагнация индивидуации, приоритет отдан исполнению социальных установок. Над личностью главного героя довлеет профессиональная нереализованность, конкуренция до открытой вражды с отцом, неразрешённый эдипальный комплекс.
Дарел Шарп «Кризис среднего возраста. Записки о выживании», так писал о том, что испытывает человек, переживающий кризис среднего возраста: «Внутренний разлад, тревоги, депрессии, утрата жизненных ориентиров, ощущение, что жизнь уходит, а ты не успеваешь вскочить в последний вагон... Нарушаются отношения с людьми, прежние ценности теряют смысл, появляется ощущение тупика». Жизненный мир любой личности, как и всякий иной мир, имеет свои координаты, собственное пространство и время. Пространством можно полагать сеть значимых отношений, временем – отношение к течению времени своей жизни, к степени самореализованости, достигаемой на каждом возрастном этапе.
Выбор профессии, по мнению доктора психологических наук Дмитрия Алексеевича Леонтьева, - есть вариант смыслового выбора, «при котором формирующаяся личность, проясняет собственные цели, прогнозирует перспективы и последствия выбора в отдаленном будущем, совершает выбор самостоятельно, несет ответственность за выбор, и прежде всего, несёт ответственность перед самим собой».
Наталья Анатольевна Логинова отмечала, что жизненный выбор является ответом человека на те или иные обстоятельства и события, а инициируемые самим человеком жизненные выборы, в большинстве случаев подчиняются его индивидуально-психологическим характеристикам, однако в определенных обстоятельствах, человек может совершить выбор и наперекор им». «Взаимосвязанность субъективных составляющих выбора позволяет говорить об их системном влиянии на жизненный выбор человека».
Через три года супруги разошлись, два года жили отдельно друг от друга, затем развелись, а ещё через два года была диагностирована смерть главного героя в аварии.
Мы прячемся от правды о себе, правды о своем окружении, правды о собственной самореализации. Оправдываемся занятостью, непростыми жизненными обстоятельствами, необходимостью зарабатывать деньги, болезнями, обязательствами перед собственными родителями и детьми. Жизнь мчит вперед, и повседневная суета удачно отвлекает от осознания конечности разворачивающегося пути. Нужно отдать должное кризисам.
ОТ КРИЗИСОВ ЗАВИСИТ ПРАВИЛЬНАЯ, НАДЕЖНАЯ РАБОТА НАШИХ ВНУТРЕННИХ ЧАСОВ, АДЕКВАТНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ!
Психологическое время редко течет равномерно. Значимое событие, негативное или позитивное, изменяет его ход, а иногда и прерывает былую линию жизни. Как это и случилось в судьбе главного героя фильма.
КУЛЬМИНАЦИЯ. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПРИЗВАН НА ВОЙНУ В БУДУЩЕМ. «ПРИЗЫВНИК» ПОЛУЧАЕТ БЕСЦЕННУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ «ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ» И ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ – МЕТАФОРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
"События, которых человек не осознает, становятся судьбой" К.Г. Юнг
К моменту начала войны наш герой мертв и тем самым он не нарушает ход событий своим пришествием в будущее. Для него этого будущего нет. Он «мертвец», вытащивший счастливый билет, посмотреть – что там, за гранью.
Дэн встречает свою дочь, более того, именно Мюри способствовала встрече. Мюри теперь и не Мюри вовсе, а полковник Форестер – руководитель Военного Биологического Исследовательского Центра.
Зритель переживает вместе с Дэном смерть полковника Мюри и конец человечества. Апокалипсис.
Каково психологическое значение Апокалипсиса? Эдвард Эдингер в своей книге-исследовании "Архетип Апокалипсиса" дает исчерпывающий ответ:
«Грандиозное явление Апокалипсиса – не что иное, как встреча сознания с Самостью». В чём заключается суть архетипа Апокалипсиса? Прежний мир рушится и на его месте возводится новый.
Ночь перед уничтожением человечества дочь и отец проводят в биологической лаборатории, в алхимическом процессе получения спасительной тинктуры c номером R7. Держа в руке панацею, главный герой возвращается в настоящее.
Что можно разглядеть в эпизодах семидневного пребывания главного героя в будущем?
Определенно то, что Морин Мердок в своей книге «Дочери своих отцов» сказала одной фразой: «МЕЧТЫ НАШИХ ОТЦОВ – ТЯЖКОЕ БРЕМЯ», раскрыв её аналитический смысл: "Он (Дэн) проецирует свою Аниму на собственную дочь и отождествляет ее с ней. Она (Мюри) интроецирует отцовскую Аниму и принимает эту идентификацию за свою собственную. Результатом является своего рода изнасилование, не физическое, а психическое". Финал этих отношений трагичен.
С чем же Главный герой возвращается в 22 год?
Дэн Форстер описывает своё состояние в следующем диалоге:
— Я не герой. Я просто пытаюсь спасти свою дочь.
И если для этого мне нужно спасти мир, ну что ж, я сделаю это!
Во время спасения мира актуализируется ценность отношений с женой, с друзьями, с отцом. Мир спасен, в некоторой степени разрешены основные конфликты: внучке возвращен дедушка, дедушка дал путевку в мужском миру сыну, жена проявила себя любящей половинкой. Happy end.
Но мы помним…
Апокалипсис, голос самости, война – разрушение прежнего мира и построение нового…
У войны не женское лицо…
Отсутствие границ…
Можем ли рассмотреть созданную Всемирную интернет-паутину – как «взрослеющую дочь» «отцов основателей»? Включая в список отцов и Джеффа Безоса, у которого, кстати сказать, в личном анамнезе два отца - биологический, скрывшийся из жизни Джеффа примерно в 4 года и воспитавший, давший мексиканскую фамилию. Тогда сеть – сломавшая технологической революцией мироустройство, ввергнувшая мир в плохо управляемый хаос апокалипсиса, это, конечно же, структура, имеющая «не совсем женское лицо», хотя сеть – как формирующая, питающая, производящая основа – безусловно может быть описана фемининными характеристиками. И, конечно, глобализация процессов здесь в отсутствии границ или близкой к абсолютной их проницаемость.
Этот фильм – он ведь, как сон Амазона или Джеффа Безоса, слетавшего в космос, о том, что происходит в здесь и сейчас.
ЧТО ЖЕ ТОГДА ПРО НАШЕ ПОКА НЕ СОСТОЯВШЕЕСЯ БУДУЩЕЕ в новом мире безграничной всемирной паутины?
Вспомним генерала Сунь Цзы: «Тот, кто хорошо ведет войну, осуществляет Путь и соблюдает Закон. Поэтому он и может управлять победой и поражением».
Зададимся вопросом: «Всемирная сеть реализует несостоявшуюся, полную нарциссического отыгрывания жизнь отцов основателей или же даёт поистине огромные возможности для цивилизационного зигзага?»
Что происходит с миром, в котором правят комплексы можно найти в книге «Машина времени» Герберта Уэллса – вымирающий поляризованный мир элиты и обслуживающих элиту масс, об этом и Клаус Шваб в коллаборации с Тьерри Малляре в работе «Covid-19: Великая перезагрузка», об этом в своих лекциях говорит Фурсов Андрей Ильич, настаивая на негативных сценариях развития, призывая, в некотором смысле, «выбить как можно больше зубов этому дракону», а известный экономический историк Дэвид Бейкер в заметке, опубликованной 2 января 2020 года и вовсе предупредил мир: «У человечества в 2020-е годы одна задача – просто выжить».
Но есть и не столь фатальные, даже в некотором роде оптимистические размышления польского социолога Зигмунда Баумана о том, что человечество слышит призыв самости, который начинается с повеления Аврааму оставить страну, где он родился, и идти в неведомые земли. Уместно вспомним и про предсказание Тиресия Одиссею о весле и окончании его долгого странствия.
Мета и Амазон действуют в пространстве, которое в настоящий момент не контролируется по большому счёту ни одним правом.
Они уже несут одиссеево весло в новые земли. Но вот удерживают ли они противоположности вместе?
Фильм завершается на сцене объятий 9-ти летней Мюри с детом и отцом. Предлагая нам самим подумать: есть ли шанс у девочки прожить жизнь полную собственных желаний?
Благодарю за внимание
Если вам нужна срочная психологическая помощь, пожалуйста, воспользутесь телефонами доверия указанными ниже
+7 (812) 708-40-41 – для детей и взрослых
+7 (812) 323-43-43 – для взрослых
Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания активной ссылки запрещено.