Обзор фильма «Человек – швейцарский нож»

Рассказать друзьям

Принятие Тени и неосвобожденная Анима

Фильм похож больше на сказку, в которой герой совершает архетипическое путешествие, и мир, по которому он путешествует, больше похож на психический, чем на физическую реальность. И тогда мертвец хорошо вписывается в эту психическую реальность, как представитель потустороннего или, можно назвать его представителем бессознательного или мертвой частью самого героя.

Подростковый возраст – пространство лиминальности

В начале фильма нет повествования истории того, как жил главный герой и что с ним случилось. Уже после встречи с мертвецом Менни постепенно раскрывается мир Хенка, его травмы и комплексы.

В тот момент, когда Хенк хочет покончить с собой, он замечает мертвое тело, которое выбросило на берег, так Хенк встречает Менни. Менни выполняет роль помощника, в сказках, например, это волшебное животное, которое помогает герою пройти испытания, но по фильму Менни еще и теневая часть Хенка. Мертвый Менни хорошо оправдывает название фильма, он как швейцарский нож, который оснащен разными инструментами, волшебным образом удовлетворяет основные потребности Хенка. По мере того, как разворачивается действие фильма, мы узнаём историю Хенка, его детские воспоминания. Он рассказывает о том, что отец узнал о его мастурбации и пугал его скорой смертью, собственно его мать имела такое же мнение об этом, но вот только она вскоре умерла, что травмировало Хенка. Мать становится идеализированным образом, что мешает ему иметь близкие отношения с женщинами, и он очень этого боится.

В фильме хорошо прослеживается сценарий путешествия героя, он отправляется в странствие, где его ждут испытания, он должен будет встретиться с драконом, чтобы освободить принцессу – свою душу Аниму. Но как было сказано выше, Мертвец - не только волшебный помощник, а еще и теневая часть Хенка, то есть ему еще надо будет интегрировать свою Тень.

Главный герой общается с Менни как ребенок с игрушкой, и это, на мой взгляд, важный момент в фильме, так как благодаря такой игре, это помогает ему эмоционально развиться, пережить некоторые ситуации из его реальной жизни, таким образом, как ему наиболее приятно. И так же Хенк вкладывает в Менни свои теневые аспекты, наделяя его своими негативными, вытесненными чувствами, так же Хенк как ребенок при игре с игрушкой может отождествиться с родителем, а на игрушку спроецировать ребенка. Из такого общения Хенка с Менни видно, что он проецирует на мертвеца своего плохого, некультурного и невоспитанного ребенка.

Менни ведет его домой, используя свой фалос как компас, который указывает дорогу. Путь домой лежит через лес, где много мусора, и это не спроста, так как Хенку постепенно раскрывается его внутренний мир, увы и ах, но ему нужно признать и принять это, тем не менее, он находит что-то съедобное, как что-то действительно осознанное. На Менни Хенк проецирует свою неуверенную, детскую часть, и это хорошо видно во время сцены проигрывания его общения с Сарой. Вообще, фильм просто переполнен разными видами психологических техник, это хорошо, потому что можно наглядно посмотреть их в действии.

Волшебный Менни засватал уже невесту, соблазнил героя отправиться в путешествие, но, как известно из мифов и сказок, герой должен сразиться с драконом или с ведьмой, чтобы освободить Принцессу. И вот герой сталкивается с медведем, который ранит Хенка, раны от укусов медведя - это травмы, полученные им в детстве. Самое время проявить свою силу и решимость, но Хенк вдруг отказывается возвращаться домой, ему понравилось общаться с Менни, быть в компании со своей Тенью. В этом эпизоде вся трагедия ситуации. Такое не редко случается в терапии, когда клиент на словах готов на подвиги, все понимает и «осознает», но если доходит до реального шага всегда отвечает, что еще не готов. Мне кажется, что медведь в данном контексте символизирует не только материнский, но и отцовских комплекс, и Хенк предстает инфантильным молодым человеком, он отдается медведю или, другими словами, подчиняется комплексу и решает умереть.

Подростковый возраст – пространство лиминальности

Наверное, многие, кто увидел этот эпизод, испытали шок: герой, который отказывается продолжать свое путешествие, он хочет отправиться в мир мертвых и сгинуть навсегда. Тут происходит следующее: Менни оживает и тащит теперь Хенка на себе к дому Сары, в надежде, что герой вспомнит о том, что он должен спасти свою Принцессу, но Хенк сдался и весь опыт, полученный в лесу, остался игрой, которая так и не воплотилась в реальные действия и поступки.

Не смотря на то, что в конце фильма все увидят волшебные способности мертвеца, и лозунг о том, что и фриком тоже можно жить, ничего не имею против, если человеку так хорошо, то и слава Богу, но в контексте фильма, герой остался не адаптированным к социуму, ко взрослой жизни.

Мало принять Тень, ее еще нужно интегрировать, чтобы увидеть нового себя и по-другому взглянуть на свои проблемы, но и спасение своей Анимы - один из важных моментов в развитии, так как это стимулирует к подвигам, способности преодолевать трудности, крепнуть. И в последней сцене, где все поверили в волшебные способности Менни, это похоже на взрослых, которые вынуждены признать вымышленного друга своего ребенка, чтобы дать ему возможность справиться с какой-то трудностью и попытаться наладить с ним отношения.

Дата публикации
08 марта, 2022
Аналитический психолог, детский психолог
Евгения Ко
Аналитический психолог, детский психолог

Остались вопросы?

Напишите нам в любой из удобных вам мессенджеров
или в онлайн-консультант на сайте. Мы обязательно ответим!
Разработано – ЭФФЕКТ ИДЕИ

Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания активной ссылки запрещено.